Возвращение людей выезжавших на историческую родину - ITAKINFO.RU

Возвращение людей выезжавших на историческую родину

Репатриация в РФ

Латинское слово repatrians (репатриант) переводится как ‘возвращающийся на родину’. Это те люди, которые попали в плен, были беженцами или еще по каким-то причинам оказались за пределами своей страны и имеющие право вернуться.

Что такое репатриация в России

Репатриация в РФ — это возвращение на родину тех, кто через своих предков связан с Россией. Но в законодательстве Российской Федерации есть правила, которые регулируют возможность стать репатриантом. Государство заинтересовано, прежде всего, в том, чтобы возвращались соотечественники трудоспособные, которые могут внести свой вклад в экономику.

В 2006 году президентом был подписан закон о добровольно переселяющихся в Россию соотечественниках. В нем отдается предпочтение квалифицированным специалистам в той или иной отрасли. С 2012 года закон этот стал бессрочным, т. е. теперь возвращение соотечественников из-за рубежа — систематическая процедура.

Диаграмма репатриантов в РФ

Особенности российского закона

Закон о репатриации был принят для того, чтобы дать стимул соотечественникам покинуть места проживания вне исторической родины. Для этого предусмотрены гарантии и некоторые привилегии.

  1. Компенсируются те затраты, которые репатриант понес при возвращении.
  2. Государство предоставляет средства на первоначальное обустройство.
  3. Деньги, внесенные в качестве госпошлины, возвращаются.
  4. В течение шести месяцев, пока переселенец не найдет работу в РФ, выплачивается каждый месяц пособие.

Кроме того, провоз багажа осуществляется беспошлинно:

  • На семью из трех человек — контейнер весом в пять тонн.
  • Если в семье больше трех человек, положено два контейнера по пять тонн.
  • Можно провезти один легковой автомобиль, не оплачивая таможенного сбора.

Получение российского гражданства репатриантами является приоритетом у соответствующих государственных служб и проводится в ускоренном порядке.

Условия для переселения

В категорию репатриантов входят лица трудоспособные, владеющие какой-либо нужной в России специальностью и обладающие достаточным опытом в своем деле. Репатриации не подлежат пенсионеры, а также те, кто владеет специальностью, не связанной непосредственно с экономикой и развитием технологий (учителя гуманитарного профиля, например).

Обязательное условие — иммигрант должен хорошо знать русский язык. Воспользоваться возможностью репатриации в Россию могут следующие лица:

  • По каким-либо причинам оказавшиеся за рубежом граждане России.
  • Те, кто родился в СССР или России, а также их потомки.
  • Люди, имевшие гражданство Советского Союза и теперь проживающие в странах, которые были некогда его частью (независимо от того, имеют ли они гражданство этой страны).

Для репатриантов нет возможности выбрать территорию проживания в России по своему усмотрению. Вся страна была разбита на три категории:

  • Приграничная зона.
  • Местности, где экономическая, демографическая ситуация стабильна.
  • Регионы малозаселенные, участвующие в инвестиционных проектах и требующие привлечения специалистов и дополнительных рабочих рук.

В регионах первых двух категорий расселение репатриантов практически не ведется. Тенденция последних лет такова, что переселяющимся соотечественникам определяют малонаселенные территории с суровым климатом.

Но при этом всегда есть возможность поселиться в Центральной России, где в сельской местности численность населения резко сокращается и можно поднимать сельское хозяйство.

При этом репатриант вполне может рассчитывать на государственную поддержку. К примеру, подъемные в настоящее время увеличены до 240 тыс. рублей (ранее было 120 тыс.). Дополнительные меры предусматривают каждому члену семьи по 120 тыс. рублей.

Программа переселения соотечественников

Эта программа дает шанс быстро получить гражданство Российской Федерации. Получение этого статуса для обычного человека — довольно трудоемкий процесс, требующий непрерывного проживания на территории страны в течение пяти лет. А получение гражданства может занять и восемь лет.

Чтобы ускорить процесс, надо принять участие в программе переселения соотечественников. Все зависит от того, насколько сам переселенец готов быстро мигрировать в Россию. Но в любом случае получение гражданства возможно в течение 9–12 месяцев.

Принимающие участие в программе переселения проходят несколько этапов:

Этапы программы репатриации

  1. Подача заявления.
  2. После рассмотрения заявления и пакета документов в случае положительного решения выдается свидетельство репатрианта.
  3. Репатриант выезжает в Россию, становится в подразделении МВД на миграционный учет.
  4. Оформляется временный вид на жительство и регистрация по месту жительства.
  5. Составляется заявление на принятие гражданства РФ.
  6. Получение гражданства, присяга и выдача паспорта. После этого репатриант становится полноценным жителем России.

Что касается территорий расселения, то по данной программе правительством приняты определенные квоты для каждого региона. В то же время их руководство на местах вправе само решать, принять переселенцев или нет, в зависимости от реальных потребностей.

Определены приоритетные и неприоритетные области расселения. Приоритетные — это регионы, где есть демографические проблемы: Дальневосточные районы, Сибирь, Магаданская область, Камчатка, Сахалин.

Тем, кто решит принять участие в программе, поселиться в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области невозможно. Если человек живет в зарубежной стране и имеет более-менее хорошие условия жизни, стоит задуматься о том, надо ли получать помощь от Отечества, если они ухудшатся.

Из каких стран репатриируют в Россию

Если супруга или супруг отказывается переселяться, репатриация невозможна, если не последует письменное заявление об отказе со стороны нежелающего ехать. Принять участие в программе могут жители следующих стран:

  • Казахстана;
  • Беларуси;
  • Армении;
  • Азербайджана;
  • Молдовы;
  • Киргизии;
  • Украины;
  • Таджикистана.

Жители Донбасса (неподконтрольных территорий) будут проходить процедуру репатриации как граждане Украины.

Подробнее о репатриации в Россию в видео.

Процедура принятия

Если гражданин желает вернуться в Россию, ему нужно будет подать следующие документы:

  • Заявление на участие в программе в двух экземплярах.
  • Документ, который подтверждает личность: паспорт, удостоверение и пр.
  • Свидетельство об образовании любого уровня.
  • Свидетельство о рождении, документы, связанные с семейным положением.
  • Две фотокарточки 34 х 45 мм.
  • Свидетельство о временной регистрации.
  • Сертификат о том, что у всех членов семьи нет ВИЧ-инфекции.
  • Справку от психиатра и нарколога.
  • Свидетельство об уплате пошлины.
  • Трудовую книжку.

Причины отказа

Причинами официального отказа могут быть следующие:

Что может стать причиной отказа в репатриации?

Как переехать в Россию

Закон о репатриации откроет новые возможности для наших соотечественников…

11 июня в Госдуму внесён законопроект «О репатриации в Российскую Федерацию». Если депутаты закон одобрят, он определит условия возвращения наших соотечественников на историческую родину. Инициатива во многом революционная, закон может в корне поменять принцип взаимодействия государства с миллионами русских, белорусов, украинцев, которые не могут переехать в Россию в рамках действующих юридических процедур. Законопроект особо актуален в отношении государств, где несоблюдение прав наших соотечественников стало политической нормой. Между тем инициатива вызвала дискуссию. Например, писатель Николай Стариков полагает, что «задача России отличается от задачи Израиля. Это в еврейском государстве собирают на его территории всех представителей еврейского народа. Это здесь репатриация. А задача России иная – у нас отрезали наши территории, населённые представителями нашего народа. Сегодня они иностранцы. И Россия обязана дать им гражданство – но не требуя их обязательного переезда в пределы границ Российской Федерации!» «ЛГ» обратилась к автору предложенного закона – заместителю председателя Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константину Затулину – с просьбой прокомментировать законопроект.

Во-первых, закон восполняет отсутствие репатриационной составляющей как ключевого пробела уже существующей Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, которые проживают за рубежом и хотят вернуться на родину. Госпрограмма ориентирована на привлечение соотечественников в те регионы, которым нужны специалисты определённых профессий и квалификации. Многие из тех, кто хотел бы стать её участником, получают отказ, поскольку региону не подходят их трудовые навыки. Если с 2007 по 2021 год в РФ переехали миллион участников госпрограммы вместе с членами семей, то в 8 раз больше соотечественников выбрали самостоятельный переезд со всеми его трудностями, без всяких скидок на принадлежность к соотечественникам.

Часто задают вопрос, а не опоздали ли мы с законом о репатриации? Ведь тридцать лет прошло, как за новыми границами России оказалось 30 миллионов человек, для которых она была не только исторической родиной, но и собственной родиной. Сейчас в постсоветском зарубежье стало на 10 миллионов человек меньше тех, чьи корни в России. Это не только русские люди, но и представители других исторически проживающих в России народов. В РФ также стремятся вернуться тысячи тех, кто выехал в советские годы или лихие девяностые.

Они ищут в России спасение для своих детей от либеральных реформ, охвативших западный мир. И если дать им право на возвращение, страна может получить не один миллион новых граждан, которым дорога Россия и которые нужны ей.

Должен также сказать, что в 2020-м в Конституции РФ закреплены само понятие «соотечественник» и обязательство оказывать «поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности». Эта конституционная норма была внесена не без моего участия. При обсуждении поправок я предлагал закрепить ответственность перед соотечественниками за рубежом в преамбуле Основного закона. Но так как она осталась неизменной, предложению нашлось место в 69-й статье.

Говоря о репатриации, выделю слово «добровольно» – никто не собирается тянуть кого-то в Россию силой. При этом предложены два критерия признания за иностранными гражданами и лицами без гражданства права на репатриацию. Первый – соответствие определению соотечественника, указанному в пункте 3 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», второй – свободное владение русским языком.

Готовя законопроект, мы поняли, что нужно предложить новую редакцию определения «соотечественник», которая содержится в упомянутой госпрограмме. Тогда могут быть устранены недостатки слишком широкого толкования этого ключевого понятия. Кстати, из определения понятия «соотечественник» мы предложили исключить неконкретный термин «как правило», употреблённый в отношении народов, исторически проживающих в России. Более развёрнуто раскрывается и само это понятие, чего нет в действующем законе. В перечень таких народов предлагается внести:

– государствообразующий народ (русские);

– представители белорусского и украинского народов, связанные с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры;

– представители народов, проживающих в соответствующих национально-территориальных образованиях РФ;

– представители коренных малочисленных народов, входящих в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, утверждённый постановлением Правительства РФ от марта 2000 года;

– представители иных исторически проживающих на территории РФ народов.Соотечественниками признаются лица, относящиеся к народам, исторически проживающим на территории России, а также те люди, прямые предки которых родились или проживали у нас. Соотечественники, свободно владеющие русским языком в семейно-бытовой и культурной сферах, могут в соответствии с законопроектом получить право на репатриацию.

Одновременно с решением о репатриации соотечественник получает вид на жительство в РФ. Его можно получить как за рубежом, в стране, где человек проживает сегодня, так и на территории субъекта России, если он находится у нас в стране. Соотечественник может включить в ходатайство о репатриации супругу, несовершеннолетних детей и даже недееспособных членов семьи, над которыми установлена опека. Они также получают вид на жительство в порядке репатриации. Создаются максимально благоприятные условия.

Соотечественник с видом на жительство может въехать в любой выбранный им субъект РФ как самостоятельно, так и через участие в госпрограмме на её условиях, если выбирает регион, где действует эта госпрограмма.

При подаче заявления о выдаче вида на жительство в РФ в порядке репатриации заявители освобождаются от сдачи экзамена на знание русского языка, поскольку уже подтвердили владение им при подаче ходатайства о репатриации. Необходимо подтвердить лишь то, без чего проживание, по сути, невозможно. Это наличие законного источника средств к существованию, позволяющего содержать себя и членов семьи в пределах прожиточного минимума в России, а также подтверждение отсутствия наиболее опасных инфекционных заболеваний.

Читайте также  Можно вернуть 13 процентов с потребительского кредита

Имея вид на жительство, репатрианты с членами семей смогут свободно реализовать право на трудовую деятельность, медицинское и социальное обеспечение, образование наравне с гражданами РФ. Через девять месяцев проживания в России с видом на жительство у репатриантов принимается заявление о приёме в российское гражданство. В итоге соотечественник уже через год проживания в России может стать её гражданином.

Вместе с родителями гражданство РФ приобретают несовершеннолетние дети, которым нет 18 лет на момент подачи заявления, и недееспособные члены семьи, над которыми установлена опека.

Документального подтверждения знания русского языка, как мы считаем, тут не нужно требовать, поскольку владение им было показано при получении права на репатриацию. Не требуется и подтверждения материального обеспечения. Надо постараться к минимуму свести всякого рода дополнительные формальности. Мы учитывали имеющийся опыт. Например, гражданство Польши обладатель карты поляка вправе получить после постоянного проживания там на основании карты в течение года.

Всегда интересен вопрос: а сколько всё это будет стоить? Наш законопроект не предусматривает после его принятия дополнительных мер господдержки соотечественников и не потребует дополнительного финансирования расходов из федерального бюджета. На обеспечение процедур, связанных с репатриацией, будут использованы средства, предусмотренные на текущую деятельность федеральных органов исполнительной власти. В части материальной помощи репатриантам, ставшим участниками госпрограммы, поддержка оказывается по видам и в объёме, установленном в госпрограмме для региона, куда направлен репатриант.

Думается, все мы, особенно с учётом обостряющейся демографической ситуации, заинтересованы, чтобы наша страна росла и крепла, в том числе за счёт создания условий для переезда на постоянное проживание к нам тех людей, которым дорога Россия, но сейчас они не могут в неё переехать.

Кто и зачем мешает воссоединению русских людей со своей исторической Родиной?

Кто и зачем ставит палки в колеса процессу воссоединения русских людей со своей исторической Родиной? О трудностях, с которыми сталкиваются переселенцы и беженцы с Украины, мы поговорили с первым заместителем председателя Комитета Госдумы по делам СНГ Константином Затулиным в рамках авторской программы «Град».

– Константин Федорович, все видели, что ответ Владимира Путина на вопрос беженцев получил большой отклик во всем обществе, но в первую очередь, это затронуло нас – эмигрантов из Украины. Вы видите какую-то перспективу решения этого вопроса в свете ответа президента на то, что эту проблему нужно решить.

– Ну, давайте уточним, какую проблему мы имеем в виду…

– Получение гражданства беженцам из Украины

– Да, я конечно, знаю о весомости президентских слов для всех в России и поэтому моя надежда в том и состоит, что прозвучавшее на всю страну мнение президента будет воспринято, в том числе в его окружении среди тех, кто прямо отвечает за это направление деятельности – за гражданство, за трудоустройство, за предоставление или не предоставление права на жительство в РФ. С этим связана наша активизация, мы запланировали, не зная о том, что скажет президент в ходе прямой линии, к окончанию предвыборного и выборного периода возобновление своей активности для того, чтобы законы нами уже внесенные начали двигаться в Государственной думе. В конце концов мы не настаиваем на букве этих законов в ряде случаев, но они должны быть приняты в первом чтении для того, чтобы можно было обсудить поправки ко второму. Этого пока не произошло. Я очень надеюсь, что сказанное президентом послужит для того, чтобы препятствия, которые до сих пор довлели над поправками в законы о гражданстве, о правовом положении иностранных граждан в России они были сняты.

– Константин Федорович, я была на слушаниях в Государственной думе, и там позиция многих депутатов, в том числе позиция депутата Яровой или депутата Нилова, кардинально отличались от вашей. Их позиция – не пущать, поставить заслон для того, чтобы предотвратить массовый наплыв мигрантов в Россию. Как вы думаете, их позиция теперь изменится?

– Я бы уточнил относительно позиции депутата Яровой или Нилова. Я тоже был на этих слушаниях. Их действительно проводил наш комитет миграционной политики и в выступлениях моих коллег, тех которых вы назвали и которых вы не назвали – они, в основном, сосредоточились на недостатках, связанных с миграционной политикой, с вопросами, связанными со, скажем, предоставлением вида на жительство, всей постановкой миграционного учета и контроля и т.д. Такие недостатки безусловно существуют и они очень болезненно воспринимаются, особенного когда речь идет о мигрантах из средней Азии. Они видят эту сторону проблемы, они ни коим образом в своих выступлениях не затрагивали тех тем, которые затрагиваю я, почему мои коллеги именно на этот сосредоточились, а не на том, что я говорю? Эта тема признана, она общественно понятна, она поддерживается, в том числе и на уровне правоохранительных органов, борьба за то, чтобы не было резиновых квартир, в которых бесконечно прописываются, борьба за то чтобы было надлежащее медицинское освидетельствование, когда речь идет о мигрантах, которые могут с собой болезни привезти и т.д. Но я это сказал в своем выступлении – работа с соотечественниками это неизбежная, необходимая работа и она имеют приоритетное значение. Я вообще хотел бы утвердить в нашем обиходе и в том числе законодательном лексиконе, такое понятие как репатриация (возвращение на родину). Ну занимались же мы репатриацией по итогу Великой Отечественной, Второй мировой. Например, семья первого президента Армении Левон Тер-Петросян приехала в Армению – советскую Армению из Сирии, как репатрианты, именно как репатрианты. Репатриация это узаконенный термин в законодательстве многих стран, и мы должны видеть различия между трудовой миграцией и репатриацией, и вот это я пытаюсь доказать, в том числе и свои коллегам.

– Я со своей позиции вижу, что произошли очень большие изменения. Я, например, вижу, что поменялась позиция миграционной службы после того как они вошли в МВД, они стали совсем по-другому воспринимать мигрантов из Украины, поменялась позиция общества. Если раньше подавляющее большинство все-таки обывательски относилась к мигрантам, теперь под влиянием социальной политической обстановки появилось сочувствие, понимание, что это русские, что их нужно принять.

– Ну конечно изменения происходят

– У нас фактически остается один барьер административный, который мешает..

– У некоторых людей трудно ворочаются в голове мысли, тем более свежие, они слишком закостенели в определенной позиции и с этим я связываю то, что мы никак не можем преодолеть, как казалось бы, очевидных вопросов. Я очень надеюсь, что это положение изменится и, как вы знаете, известная поговорка – «пока дышу – надеюсь».

– Вы очень много делаете для этого и переворачиваете на самом деле сознание…

– Я думаю, что необходима общественная активизация в этих вопросах, волонтерское движение, которое было бы выразителем в обществе в этой точке зрения, потому что при всем уважении к отдельным активистам, к отдельным организациям, в том числе и возглавляемому вами обществу политэмигрантов, все-таки это круг людей, которые прямо оказались затронуты. Мне кажется нужно выходить на более серьезный, более широкий уровень в обществе и добиваться решения. Я не могу понять почему мы испытываем в Государственной Думе прессинг, когда дело касается, скажем, судьбы несчастных домашних животных и почему мы, депутаты, не испытываем такого же напора, в таком важном вопросе о репатриации. Для нашего народа, для нашего государства, для нашего будущего, для нашей экономики, для нашей политики, для нашей культуры – это очень важно. «Без меня народ не полный» – так сказал Платонов в «Котловане» и я считаю , что без этих русских, которые оказались не по своей воле за пределами России, наш народ не может быть полным. Это важный моральный , исторический аспект нашего существования. Отказываясь от них, мы предаем сами себя и это очень важно, но по крайней мере не менее важно, чем судьба домашних животных.

– И последний вопрос относительно паспортов ДНР, ЛНР. Поступали разъяснения, что им не нужно выезжать на 90 дней через 90, что жителям Донецка, Луганска, беженцам туда не нужно выезжать, но на местах и вам приходит и нам приходит…

– Потому что не реализовано мое предложение во всей его полноте, я говорил о том, что необходимо одновременно провести миграционную амнистию. Очень многие люди оказались в роли нарушителя, они фактически боятся нос показать, потому что они знают, что нарушили сроки проживания и всегда можно за это привлечь и всегда можно сделать объектом вымогательства на том основании, что они не выехали. «Дайте мне на лапу, я не буду обращать на это внимание», это все коррупционная зона и поэтому миграционная амнистия сняла бы эти вопросы. Нужно снять с людей клеймо нарушителей.

Возвращение на историческую родину

Заместитель начальника управления по делам соотечественников ФМС Наталья Молчанова рассказала «Интерфаксу» о работе по переселению соотечественников

Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU — В Эстонии в конце минувшей недели прошла конференция по информационному обеспечению Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Она была организована посольством РФ в Эстонии, МИД РФ, Федеральной миграционной службой (ФМС России), местными организациями российских соотечественников.

С докладом выступила заместитель начальника управления по делам соотечественников Федеральной миграционной службы Наталья Молчанова. О работе ФМС России по переселению соотечественников она рассказала корреспонденту «Интерфакса» в Эстонии Аркадию Присяжному.

Я давно не видел такого интереса к гостям из России со стороны российских соотечественников. Желающие послушать вас заполнили самый большой зал Национальной библиотеки, стояли в проходах, на втором этаже.

Меня тоже поразил тот интерес, который вызывает Государственная программа у наших соотечественников в Эстонии. Мы в Федеральной миграционной службе не ожидали, что на конференцию придет так много народа.

Чем вы можете это объяснить? Это тоска по исторической родине, реализация мечты балтийских национал-радикалов «чемодан-мечта-Россия» или чисто практический интерес российских соотечественников?

Прежде всего, наша деятельность исходит из политики президента и правительства России по поддержке соотечественников за рубежом. Она направлена главным образом на развитие русского языка, русских школ, издание литературы.

Но для тех соотечественников, которые по той или иной причине сделали ставку на переезд в Россию, и была разработана Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию.

Агитации как таковой мы не ведем. Ролики мы никакие не крутим. Такова наша политика. Любой человек имеет право на информацию. Если ее мало, мы должны ее предоставить. Каждый делает свой выбор сам. Просто жизнь диктует свое. Сейчас настал экономический кризис, люди ищут, где им лучше, где лучше их детям.

Как организована ваша работа?

Начало Государственной программе было положено в 2006 году и она рассчитана до 2012 года. Первый 2006 и частично 2007 годы ушли на подготовку нормативно-правовой базы. За это время было издано более 50 законодательных и нормативных правовых актов, в том числе принято 2 федеральных закона, 5 указов президента, 21 постановление правительства и 12 распоряжений правительства о согласовании региональных программ переселения субъектов Российской Федерации первой очереди.

Второй этап, или само практическое переселение, начался в конце 2007 года. Одновременно ведется разработка и согласование региональных программ переселения субъектов Российской Федерации второй очереди. А затем черед дойдет до 3 этапа: дальнейшего развития программ и принятия решения: продолжать их или завершить.

Читайте также  Можно ли вернуть подаренную квартиру обратно дарителю

За рубежом к реализации Государственной программы приступили 67 уполномоченных органов в 37 странах, в том числе 5 представительств ФМС России (Армения, Латвия, Киргизия, Таджикистан, Туркмения) и один представитель ФМС России в Молдове, над решением этой задачи работают в 47 консульских службах, в том числе здесь, в странах Балтии.

И каковы первые результаты?

За информацией о переезде обратилось около 68 тысяч человек из 30 стран мира. Около 15 тысяч заполнили анкеты, 5 788 подали заявления, 5600 получили свидетельства участника Государственной программы, а 3632 участника программы уже переехали. Нужно пояснить: участником программы мы считаем человека, подавшего заявление. А вместе с членами семей переехал в Россию 7831 человек. Нас радует, что среди переселенцев довольно большая часть — лица с высшим образованием. Это, прежде всего, учителя, бухгалтеры, врачи.

Откуда едут больше всего?

Больше всего из Казахстана — 35% всех переселенцев. Затем идут Украина, Узбекистан, Молдавия, Киргизия, другие республики бывшего Советского Союза, сейчас к нам уже приехали люди и из Германии, Литвы, Израиля, Болгарии, Бельгии, США.

Вы довольны ситуацией со странами Балтии?

Процесс переселения набирает обороты, в Эстонии заполнили 28 анкет, в Латвии 110 анкет, в Литве 68. Свидетельства участников Государственной программы в Эстонии получили 11 человек, в Латвии 46 человек, в Литве 19 человек. Уже переехали из Эстонии 8, из Литвы 17, из Латвии 56 человек. В основном едут в Калининград. Нужно учитывать, что из стран Балтии значительная часть соотечественников уже уехала в 1990-е годы. К тому же здесь более высокий уровень жизни, чем в других бывших советских республиках. Но, как видите, едут и отсюда.

Вам препятствуют власти стран, где ведется работа по переселению. Скажем, в странах Балтии.

В странах Балтии мы еще с этим не столкнулись. В Латвии, например, работает наш представитель. Планируется, что будет представитель и в Эстонии. Предварительное согласие местных властей уже есть. Я не скажу, что есть противостояние, но не очень готовы к нашей работе, например, в Узбекистане. Когда там увидели, что интерес к нашей работе есть, они попросили сильно ее не активизировать.

Едут в основном по экономическим причинам? Или сказываются и политические моменты, плохое отношение к русскоязычному населению?

Наша программа и не заявлена как политическая. Люди, прежде всего, говорят об озабоченности будущим своих детей: получением образования на русском языке, возможностью трудиться в России и на Россию. Такого, чтобы говорили о зажиме со стороны властей, пока нет.

Есть ли случаи возвращения из России?

В меры государственной поддержки, установленные Государственной программой, входят компенсация затрат на переезд и доставку багажа, возмещение расходов по государственным пошлинам, пособие по безработице до шести месяцев, предоставление возможности переобучения и переквалификации, возможности пользоваться услугами образования, здравоохранения и служб занятости. Вместе с тем, можно констатировать, что у наших соотечественников очень завышенные ожидания. Мы ведем мониторинг за переселенцами. Из всех прибывших в Россию в рамках программы вернулись назад 57 человек. Они думают, что если их Россия пригласила, то им будет предоставлено все сразу и в полном объеме. Недовольны, например, подъемными в 60 тысяч. Считают, что этого мало. Есть претензии к размеру пособий по безработице, по заработной плате, жилью.

Возможно, что условия программы действительно не идеальны, не везде и не всем приемлемы. Но это то, что на данный момент может предоставить государство с учетом имеющихся возможностей.

Есть случаи возврата по причине здоровья: не всегда климат подходит для детей. Но все же считаем, что 57 возвратившихся на почти 8 тысяч переселенцев — это немного. Поэтому мы не говорим, что программа плохо реализуется. Неплохо она реализуется. Дело в том, что она первая, только начала работать, а мы на основе первого опыта пытаемся выявить и исправить ошибки.

Нынешние переселенцы — это главным образом рабочий люд, специалисты. Могут ли на участие в государственной и региональных программах рассчитывать представители других категорий населения?

Да, ведется работа по расширению возможностей миграции. Например, хотим, чтобы были задействованы коммерческие, образовательные, гуманитарные и даже военные каналы. Например, чтобы в них могли участвовать предприниматели, будущие студенты и учащиеся или желающие поступить на контрактную службу в Российскую армию.

Это правда, что среди желающих переехать много пенсионеров?

Это так. Но нынешний этап программы рассчитан на людей работоспособного возраста. Сейчас они едут только по трудовому каналу, только на ту вакансию, которую предоставляет субъект Федерации. Но у нас есть случаи, когда согласовывались и кандидатуры людей в возрасте, но имеющих редкую специальность. Например, к нам обратился мужчина-краснодеревщик в 65 летнем возрасте и его оформили участником программы как высококлассного специалиста, он уже переехал. Но массового потока переселенцев-пенсионеров у нас нет. Правда, они могут переехать как члены семьи. Останавливает то, что не все пенсионеры могут получать пенсию, так как с рядом стран нет договоров о пенсионном взаимозачете, а нагрузка на социальную сферу России может быть очень велика. Но в умах чиновников этот вопрос крутится, и он будет решаться.

Учитываете ли вы в своей работе пожелания потенциальных переселенцев? Ведь не секрет, что жители стран Балтии хотят перебраться не на Дальний Восток, а в места поближе и более знакомые: в Калининградскую, Псковскую, Новгородскую, Ленинградскую области. Жителей других государств, может быть, привлекают другие регионы.

Государственная программа рассчитана на 12 регионов России и охватывает 4 процента территории страны. Кроме того, по указу президента все субъекты РФ должны составить свои региональные программы и согласовать их с правительством. Сейчас к работе по переселению изъявили желание присоединиться еще 50 регионов. 43 из них уже разработали свои программы: 28 согласованы ФМС России, а 15 отправлены на доработку. Что касается Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Они тоже готовят свои программы, так что жители стран Балтии могут найти себе работу по душе и здесь. В Ленинградской области это, прежде всего, порт Усть-Луга, к которому особый интерес проявляют жители Эстонии. Он нуждается в портовиках, а специалистов этой области в Балтии хватает.

На сколько переселенцев всего вы рассчитываете?

Надеемся, что до 2012 года всеми программами будет охвачено около 198 тысяч человек со всего мира. Это вместе с членами семей.

Прошел год после начала работы государственной программы. Какие проблемы за это время выявились?

Серьезной для нас проблемой является информационно-разъяснительная деятельность. Как выяснилось, многие не знают в должной мере о программе, предоставляемых переселенцам льготах и возможностей. Как видите и в Эстонии интерес к этой стороне деятельности нашего правительства очень велик.

Мешает подчас излишняя бюрократизация. Так, чтобы согласовать региональную программу или внести у нее изменения, нужно пройти процесс согласований с 25 министерствами и ведомствами. Это ненормально и уже предприняты меры по упрощению процедуры согласований региональных проектов.

И вообще все выявляемые проблемы мы пытаемся решать совместно с другими ведомствами в оперативном порядке. Так, уже принято решение о предоставлении в упрощенном порядке гражданства для переселенцев. Для переселяющихся в районы Дальнего Востока и Забайкалья подъемные увеличены в два раза и составляют сейчас 120 тысяч рублей.

На ваших планах как-то сказался глобальный экономический кризис?

Программы согласованы правительством Российской Федерации и утверждены на региональном уровне. В соответствии с региональными программами переселения работодатель просто обязан устроить на имеющиеся вакансии, заявленные в программе, именно соотечественников. Может быть, регионы и захотели бы что-либо изменить в свою пользу, но пока это невозможно. Права здесь на стороне зарубежных соотечественников.

Программа возвращения на родину в Россию

У каждого государства есть программы репатриации, по которым люди, оказавшиеся за пределами страны из-за сложившихся обстоятельств, могут вернуться на родину. Российская Федерация — не исключение. У неё тоже есть свой программы, цель которых — вернуть соотечественников обратно, на территорию страны. На данный момент правительство занялось обновлением этой процедуры для того, чтобы увеличить её возможности и усилить привлекательность для тех россиян, кто продолжает жить за границей. Как выглядит современная программа репатриации в Россию?

Общие сведения о программе

После того, как распался Советский Союз, многие граждане, носители русского языка, остались жить на территории совсем других государств. Им пришлось принять новое гражданство для того, чтобы найти работу, жилье и пропитание. И многие из них хотят вернуться на родину, но не имеют возможности. Виной тому бедственное финансовое положение или запутанные процедуры выезда, царящие на той территории, где они сейчас проживают. Именно для них и создана программа, нацеленная на возвращение людей обратно, в Российскую Федерацию.

Эта программа, в отличие от большинства схожих процедур, направленна не на один, исконный этнос, как, например, у Казахстана. Программа по репатриации в Российской Федерации направлена исключительно на носителей русского языка, вне зависимости от того, какой они национальности. Учитывая пёстрый этнический состав Советского Союза, и людей, проживавших в тот момент на территории России, это является единственным разумным выходом из положения.

Современное положение программы по репатриации диктует новые условия переселения. В том числе, в связи с последними изменениями, поменялась и актуальность вопроса. На данный момент, по мнению правительства Российской Федерации, возвращение на родину актуально для следующих категорий граждан.

  • Действующих граждан Российской Федерации, которые проживают за границей страны.
  • Граждан СССР, которые после развала страны остались жить в пределах бывших республик.
  • Людей, некоторое время назад эмигрировавших за пределы Российской Федерации.
  • Потомков и детей граждан Российской Федерации и Советского Союза.

Кто может воспользоваться программой

Для этой программы, как и для любой другой социальной процедуры, существуют установленные законом условия и требования. Они выдвигаются к человеку, который претендует на участие в репатриации на территорию Российской Федерации:

  • Для того, чтобы подать заявление на возвращение на родину, человек должен достичь возраста в 18 лет.
  • Также гражданин должен предоставить емкие и весомые доказательства того, что он является дееспособным и хочет заниматься трудовой деятельностью в одной из экономических отраслей.
  • Все, кто желает воспользоваться программой, должны доказать, что на достаточном уровне владеют русским языком. Это касается не только письменных навыков, но также и навыков общения, владения языком на разговорном уровне.

Многие из субъектов Российской Федерации выдвигают ещё одно требование, а именно — наличие не только рабочей квалификации, но и какого-нибудь опыта работы. Всё дело в том, что они испытывают острую нужду в рабочих ресурсах, особенно в тех экономических отраслях, которые только начали своё бурное развитие.

Также важно помнить, что возвращение на родину сильно похоже на процесс получения права на постоянное место жительства. Так что нужно обращать и на те критерии, которые выдвигаются к людям, старающимся получить это право. То, необходимо ли точно им соответствовать, сильно зависит от сложившейся на момент подачи заявления ситуации и от тех требований, которые выдвигает тот или иной субъект Российской Федерации.

Внимательно нужно следить за тем, какие именно регионы выразили своё желание на участие программы возвращения соотечественников. Обычно это территории, где остро нуждаются в рабочих профессиях и квалифицированных кадрах. Туда будет легче попасть, если у человека нужные навыки и он готов их подтвердить соответствующей документацией, выписками из трудовой книжки.

Читайте также  Возврат ндс при покупке недвижимости физическим лицом

Пакет документов для репатриации

Для того, чтобы вернуться на родину, гражданину необходимо подать соответствующее заявление в консульство или посольство. Там же нужно будет заполнить специальную анкету, составленную ответственными должностными лицами как раз для этих целей. И, что важно, нужно будет предоставить соответствующий пакет документов, в которые входят следующие бумаги.

  • Нужно предоставить свидетельство о гражданстве, российском или зарубежном.
  • Также нужно положить в пакет документов загранпаспорт.
  • Свидетельство с места жительства.
  • Если вместе с заявителем будут переселяться другие члены семьи, то необходимо предоставить документы на каждого из них и удостоверения личности.
  • Нужно предоставить трудовую книжку.
  • Все сертификаты, которые подтверждают уровень образования кандидата на переселение — дипломы, табели и т. д.

После того, как человек заполнил анкету и передал её чиновнику вместе с пакетом документов, остается только ждать. Её будут рассматривать и утверждать — обычно это длится около 30 дней. Если чиновникам потребуются дополнительные данные или уточняющие сведения, то весь процесс может затянуться до 40-45 дней. После того, как всё проверено и утверждено, заявителю будет выдана специальная справка, которая утверждает, что он является участником государственной программы возвращения на родину.

Стоит помнить, что человек, решивший добровольно вернуться в Российскую Федерацию, подвергается многим рискам. Ему нужно сняться с привычного места и совершить длительный переезд. И в честь этого государство выделило им денежные компенсации, которые пойдут на возмещение подобных неудобств. Все средства будут выданы с бюджетных счетов и полностью покроют затраты на переезд. То есть все деньги, которые человек потратил на то, чтобы переехать, перевезти семью, мелкое и крупное имущество, будут ему полностью возмещены. Для этого придется передать ответственным должностным лицам любую документацию, которая может подтвердить затраченные на весь процесс переезда средства.

Репатриация — это что? Кто имеет право на репатриацию и как она производится?

В мире политики и бизнеса широко употребляется термин «репатриация». В каких значениях и с какой целью это происходит чаще всего?

Значение слова «репатриация»

В общем смысле «репатриация» — это возвращение кого-либо или возврат чего-либо из другой страны на родину. Это могут быть, к примеру, граждане, приезжающие в государство, в котором они родились и выросли, из-за границы, где они по каким-то причинам долго жили. Как правило, данного рода репатриация характерна для людей, возвращающихся на этническую родину. На уровне международного права это явление было зафиксировано на Женевской конвенции в 1949 году.

Там рассматривались вопросы репатриации в мирное время – в противовес практике перемещения граждан между странами в период недавних относительно того времени военных действий. Есть и другие трактовки термина. К ним относится, например, репатриация капитала: когда денежные средства, заработанные человеком за рубежом, возвращаются на его родину. Данный термин может быть связан также и со сферой культуры и искусства. В этом случае те или иные ценности, находящиеся за рубежом, возвращаются в страну исторического происхождения.

Гражданская репатриация: мировой опыт

Люди, возвращающиеся на родину после долгой жизни за рубежом, называются репатриантами. В разных государствах практика взаимодействия правительства с данными лицами может иметь национальные особенности. В некоторых странах репатрианты находятся в статусе переселенцев, обладающих правом на временное проживание. В других — люди, возвращающиеся из-за границы, в скором времени получают гражданство. Есть страны с очень большой долей таких лиц. В Израиле, например, пятая часть населения – репатрианты.

В числе государств, уделяющих проблеме возврата людей коренного этноса или бывших граждан на родину, – Россия, Армения, Греция, Германия, Венгрия, страны Балтии. Репатриантам в этих странах гарантируется широкий спектр гражданских прав. По мнению ряда экспертов, возвращение людей на историческую родину – исключительно позитивное явление. Во многом потому, что пополняются демографические, трудовые ресурсы страны. Репатриация – это благо для страны, исходя из данной точки зрения.

Когда капиталы текут на родину

Существует много трактовок, определяющих, что же такое репатриация денежных средств. Это может быть, как полагают некоторые эксперты, сознательная попытка государства вернуть ранее незаконно вывезенный капитал. Таким образом, в этом ключе термин, о котором идет речь, является элементом национального кредитно-денежного регулирования. Управление репатриацией денег помогает правительству и ЦБ страны контролировать инфляцию, курс национальной валюты, обеспечивать качество финансовых расчетов в экономике. Некоторые государства специализируются на экспорте капитала, неотъемлемой частью работы с которым будет являться также и репатриация, — это позволяет им улучшать национальные показатели платежного баланса и валютно-обменных процессов. В процесс трансграничного движения денег, как правило, вовлечены не только страны, являющиеся родиной владельца капиталов, но также и государства, откуда денежные средства вывозятся. Потоки валюты могут облагаться особыми видами налогов. Существует множество юридических тонкостей при проведении трансграничных платежей в рамках каналов репатриации.

Цели, преследуемые государствами при репатриации денег

Любое межгосударственное движение финансов, включая такое явление, как репатриация валютной выручки, – это инструмент национальной стратегии развития экономики. Как было сказано выше, есть страны-экспортеры капитала. Есть и государства-импортеры валюты. Их политика чаще всего зависит от реального положения дел в экономике: при нормальном, стабильном развитии ограничения на ввоз и вывоз капиталов ослабевают, но когда наступает кризис – оборот денежных потоков может быть строго лимитирован. Особенно если речь идет о репатриации денег, вложенных в экономику таких стран. Регулирование перемещения капитала может осуществляться в интересах национальных монополий, а также с целью корректировки экономических макропоказателей. Государство может давать дополнительные гарантии при трансграничном перемещении финансов от своего лица, обеспечивать страховую защиту иностранного капитала при наличии политических рисков.

Фондовая биржа – аккумулятор репатриаций капиталов

Частный случай репатриации капиталов – возвращение на родину прибыли, полученной от вложений за рубежом. В современном межгосударственном экономическом партнерстве эта процедура чаще всего связана с рынком акций. Национальные фонды, где ведется торговля, как правило, формируют основную массу капитала за счет привлечения денег со стороны зарубежных инвесторов. Как таковая репатриация прибыли осуществляется в момент продажи акций.

Инвестор меняет их на деньги, которые может обналичить в своей стране, и уходит, таким образом, с рынка, где ведется торговля. Разумеется, в силу минимальных ограничений на международную куплю и продажу акций подобные циклы могут осуществляться по нескольку раз в день – на то и создан фондовый рынок. Но с формальной точки зрения вывод прибылей, полученных в ходе торгов на РТС или ММВБ иностранцами, — полноценная репатриация. Это позволяет говорить о заинтересованности в положительной динамике инвестирования со стороны правительства страны.

Возврат на родину культурных ценностей

В государствах, обладающих богатой национальной культурой, появляются замечательные образцы народного творчества, а также предметы искусства, полученные в ходе международного обмена. По различным причинам все эти ценности могут оказываться за рубежом. Чаще всего это обусловлено военными действиями или вольностями при колониальной политике в имперские времена. Сегодня государства, в которых были созданы культурные ценности, что оказались в других странах, активно работают над возвратом национального наследия на родину.

Их цель – репатриация культурных ценностей. Проводятся крупнейшие конференции по вопросам, связанным с практикой партнерства между разными странами по данной проблеме. Особую активность проявляют государства с историей, уходящей корнями в античность: Египет, Греция, Ливия. Не остаются в стороне страны Африки и Латинской Америки. Основная сложность переговоров в том, что государства, где культурные ценности находятся сейчас, не всегда признают правомерность тех или иных требований со стороны международного сообщества.

На Родину, в Россию

Российская Федерация исторически принадлежит к странам, наиболее активно участвующим в миграционных процессах. Одни граждане РФ по разным причинам уезжают, другие не менее активно возвращаются. Это явление не могло остаться без внимания властей, издавших закон «О репатриации в Россию». В соответствии с данным актом право на возвращение в РФ и получение гражданства имеют родившиеся в стране русские, украинцы, белорусы и представители других национальностей, относящихся к коренным.

Люди, приехавшие в Россию, получают материальную поддержку и прочие формы помощи от правительства страны. Содействие может оказываться как на безвозмездной основе, так и в форме кредита. Работа с людьми, возвращающимися на родину, ведется на уровне федеральных органов власти. Таким образом, репатриация в Россию – элемент государственной политики.

Почему россияне покидали родину?

Репатрианты, стремящиеся вернуться в РФ как на историческую родину, как правило, являются представителями одной из четырех групп эмигрантов. К первой принадлежат россияне, уехавшие из страны после Революции 1917 года, ко второй – покинувшие родину по завершении Второй мировой войны, к третьей – граждане, изъявившие желание выехать на постоянное место жительства за рубеж в середине 20 века (в основном, в 70-е годы). Наконец, масштабная волна эмиграции накрыла РФ после распада СССР.

Некоторые историки считают, что в каждом из отмеченных периодов массовый выезд граждан за рубеж вызван не столько личным волеизъявлением людей, сколько реалиями общественно-политической жизни и состоянием экономики страны. Некоторые эксперты отмечают: очень хорошо, что программа репатриации людей, родившихся в России, существует на уровне федерального законодательства – этим государство показывает свою готовность дать возможность некогда уехавшим россиянам почувствовать себя полноценными гражданами.

Бизнес за рубежом: тонкости денежных расчетов

Репатриация капиталов непосредственно касается резидентов РФ, ведущих внешнеторговую деятельность. В отношении них есть закрепленное в законах обязательство: обеспечивать получение от иностранных субъектов (нерезидентов) денег за товары и услуги на счета в уполномоченных банках. Также в Россию должны быть возвращены денежные средства резидентов, если иностранный партнер получил предоплату, но не поставил в РФ собственные товары или услуги. Под исключение (когда делать каких-либо возвратов денег в Россию, то есть производить репатриацию, не нужно) попадают случаи, когда взаимоотношения с зарубежными партнерами основаны на исполнении некоторых видов кредитных (долговых) обязательств.

Налогообложение репатриируемого капитала

В некоторых странах существует такое явление, как налог на репатриацию дохода нерезидентов. Он взимается непосредственно с источника при фактическом выводе денег за рубеж. Уплата данного налога производится субъектом, который перечисляет нерезиденту тот или иной вид дохода: проценты, роялти, дивиденды. Как правило, данный вид сборов касается только пассивных доходов.

Законодательством некоторых стран предусмотрены особые налоговые вычеты на случай уплат репатриационных сборов. Например, если гражданин, ведущий бизнес за рубежом, оплатил эти налоги в иностранную казну, то ему полагается компенсация в процессе исчисления сборов в казну своего государства (или уменьшение исчисленных сумм).

Ставка налога на репатриацию дохода

Стоит отметить, что каких-либо универсальных международных норм, регулирующих процедуры уплаты налога на репатриацию дохода (или определяющих его размер), на данный момент не принято. Более того, внутри каждой отдельной страны может существовать весьма сложная система исчисления сумм сборов в казну по данному основанию. В Украине, например, размер сбора зависит от юрисдикции, откуда приходит инвестор. Скажем, для Кипра этот показатель равен нулю. В свою очередь, для некоторых стран ЕС налог на репатриацию может составлять 10 % и выше. Очень многое зависит от процента владения акциями дочерней компании, зарегистрированной в Украине, от условий инвестирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: